я, конечно, понимаю, что сессия заставляет немного по-другому работать мозг, но вот это меня просто убило. знакомый написал:
культура и футболГотовясь к экзамену по истории культуры, поймал себя на мысли, что особенности художественных стилей весьма напоминают особенности элитных национальных сборных. Притом успешность развития и доминирования того или иного художественного стиля в чем-то схожа с аналогичными характеристиками соответствующей ему футбольной сборной. Например, эпохе Возрождения, поставившей творящего человека (художника, поэта) в один ряд с Богом, на мой взгляд, соответствует сборная Бразилии. Пентакампеонам во все времена было свойственно наличие игроков-творцов, зачастую зависящих от вдохновения и способных в одиночку за счет своего дара влиять на исход матчей. При этом, как и для культуры Ренессанса, бразильцам не чужды ценности реализма, не позволяющие команде забывать о результате в угоду творчеству. Как правило, здравый смысл одной части команды перевешивает и ставит на службу общей единой цели бьющий через край креатив «творческого меньшинства».
Этого нельзя сказать, к примеру, про сборную Нидерландов, которую я бы уподобил эпохе Романтизма. Основной смысл произведений искусства этого периода – это борьба яркой индивидуальности против обыденности и несправедливости жизни, непременно заканчивающаяся трагически (пример романтиков – Байрон, Мицкевич, Вагнер). Все это будто о сборной Нидерландов сказано. Из года в год, из турнира в турнир «оранжевые» возят на топ-турниры суперсборную, регулярно вылетающую после драматических матчей, причем обычно – после серии пенальти: момента, когда исход поединка решает уже не мастерство футболистов, а сама Судьба… А с судьбой у голландцев как-то исторически не сложилось взаимных отношений.
Изысканный стиль рококо, который известен своим изяществом, воздушной легкостью, мягкой тональностью красок, был стилем французской аристократии конца XVII – начала XVIII столетия. У этого стиля не было широкой социальной базы, что повлияло на кратковременность (несмотря на весь эстетизм) его пребывания на мировом культурном троне. Рококо – это сборные Аргентины и (в меньшей степени) Испании. Излишне декоративные команды, из турнира в турнир не выдерживающие столкновений с суровой, порой пролетарской (Корея-2002, например) правдой жизни (пример: ЧМ-2006, вылет от Германии и Франции соответственно).
Сборную Англии я бы сравнил с классицизмом. Периодом в культуре, совпавшим с доминированием в Европе абсолютистских режимов, насаждавших повсеместно культ античного духа. Причем упор делался не на эстетические достижения античности, а на патриотизм и пафос гражданской воли греков и, особенно, римлян. Логичным развитием классицизма стало появление в архитектуре стиля ампир, отвергшего все декоративные излишества и провозгласившего доминантой четкость линий и строгость монументальных колонн. Футбол в исполнении сборной Англии напоминает именно ампирную планировку – жесткий, прямолинейный, с равномерным давлением на флангах, геометрически выверенный. Кроме того, постоянные вылеты англичан живо напоминают падение великих империй по мере своего трагизма и пафоса (слезы Гаскойна, проигрыши в сериях пенальти, трагические ошибки вратарей и т.д.). Возможно, англичанам следует поискать в своих закромах какого-нибудь романтика, чтобы не подвергаться и в дальнейшем судьбе классицизма, низвергнутого эпохой романтизма.
Ряд аналогий был бы неполным без сборных Италии и Германии, которые я бы однозначно сравнил с культурой реализма, доминировавшей в Европе в середине XIX века. В это время писатели, художники, музыканты начинают декларировать основной целью искусства не создание нового мира, а отражение существующего. При этом реализм логически разбит на собственно реализм и натурализм как форму гипертрофированного отображения реальности в мельчайших подробностях (типичный пример натуралистического произведения – многотомная эпопея Эмиля Золя «Ругон-Маккары»). Так как для сборной Германии все же присуща фрагментарная тяга к творчеству (особенно в последние годы), то ее мы отождествим с реализмом, а вот сборную Италии (по понятным причинам) – с натурализмом.
Что же мы видим? Мы видим, что подобно тому, как в культуре самой успешной в плане великих имен и шедевров остается эпоха Ренессанса, основанная на гармонии творца и реалиста в художнике, так и самой успешной футбольной сборной является гармоничная сборная Бразилии. А излишний романтизм и классицизм способны, в основном, на кратковременные выстрелы, не подвергающие угрозе небожительский статус Возрождения.
Где же в этом культурном «пространстве» место для нашей радости и боли – сборной Беларуси? В XIX веке в архитектуре доминировала эклектика (сейчас е предпочитают называть историзмом, но суть от этого не меняется). Смысл эклектики – в поисках удачной пропорции для элементов из разных, порой несовместимых стилей. Примерно этим и занимается сборная Беларуси наряду с подавляющим большинством национальных команд. Иногда это удается (Украина-2006, да и Россия-2008), иногда нет. Однако пробовать стоит. Потому что время модерна (Венгрия-1954) уже прошло, а бремя фотореализма (Греция-2004) нам не по ментальности…
я, конечно, понимаю, что сессия заставляет немного по-другому работать мозг, но вот это меня просто убило. знакомый написал:
культура и футбол
культура и футбол